Мнение: столлмен не прав, называя перенос игр valve на linux неэтичным

Практически сравнительно не так давно глава игровой студии Valve Гейб Ньюэлл выступил с речью о том, что Windows 8 – это трагедия для всех, чей бизнес связан с ПК, и дал обещание, что сетевой магазин Steam уже в скором будущем получит на Linux, а следом на ту же платформу будут переноситься две с половиной тысяч продающихся в том месте игр. Заявление впечатляющее и важное с позиций судьбы Linux на домашних компьютерах.

Но с распростёртыми объятьями Valve ожидают не все апологеты Linux. Создатель лицензии GPL, перемещения GNU и Фонда свободного софта (FSF) Ричард Столлмен высказался о намерениях Valve критически: “несвободные игровые программы (как и другие несвободные программы) – неэтичны в силу того, что отказывают своим пользователям в свободах – пишет он, – Если вы желаете быть свободными, единственное требование – это не иметь несвободный софт на своём компьютере”.

Игры Valve вправду не только поставляются без исходных кодов (что вряд ли кого-то поразит), но и защищены совокупностью DRM, не разрешающей копировать их с компьютера на компьютер. “Любой дистрибутив GNU/Linux, что будет поставляться с программой, разрешающей устанавливать эти игры, будет учить пользователей, что свобода не есть целью”, – пишет Столлмен.

Но не обращая внимания на всё это основной борец за свободу софта признаёт, что в случае, если люди будут играться в эти игры на Linux, это будет лучше, чем если бы они делали то же самое с Windows, и что от действий Valve пользы больше чем вреда.

Ясно, что Столлмен делает выводы любое событие по уже давно отработанной схеме: в случае, если программа не удовлетворяет составленному им перечню требований к свободному софту (права копировать, изменять и распространять код), значит её необходимо обходить стороной, а разработчикам угрожать пальцем.

Но в случае, если при с программами возможно приводить примеры успешных свободных разработок, то с играми сложнее: свободных игр не так много, а уж о таких, каковые позволяют своим создателям каким-то образом окупить израсходованные упрочнения, и речи нет – для того чтобы явления как коммерческие свободные игры не существует. Получается, что отказ от несвободных игр на практике практически равносилен отказу от игр по большому счету: на одной Battle for Wesnoth продолжительно не продержишься. Для Столлмена, но, это не великая беда – он в игры не играется.

В требованиях Столлмена не учтён и ещё один принципиальный момент. Не каждый разработчик игры желает, дабы исходный код был дешёв, даже если не планирует зарабатывать на своём творении. Пример имеется: Томас Бискап, создатель известной игры ADOM, распространяет её безвозмездно в течении уже многих лет, среди них и версию для Linux. Но открывать код не рекомендует, поскольку посмотрев вовнутрь, игроки смогут разведать все секреты.

Вероятен и второй мотив: в отличие от программ, игры имеют большую творческую составляющую, и не каждый создатель готов дать собственное творение в чужие руки, разрешив поменять и дорабатывать что угодно. И сказать им, что они в этом случае ведут себя неэтично, как минимум необычно.

Случайное видео:


Интересные записи: